В конце 30-х гг. в Европе и Америке широкое распространение получили малолитражные машины — первые автомобили для народа. Решено было начать выпуск таких машин и в СССР. За основу производства была взята хорошо знакомая фордовская модель «Т», а проектирование кузова поручили специалистам ГАЗа.
Все проектные работы по созданию двигателя и шасси вела группа конструкторов НАТИ, которую возглавлял Островцев. В апреле 1939 г. часть специалистов НАТИ ГАЗа перебазировалась на завод КИМ, образовав там под руководством Островцева конструкторский отдел.
Все крупные штамповки и литье для выпуска малолитражек КИМ-10 должен был поставлять ГАЗ, рессоры и рамы — ЗИС, комплектующие изделия — 42 предприятия-смежника, остальное предстояло делать на самом КИМе. В соответствии с планом в 1941 г. ему предстояло выйти на проектную мощность 50 тыс. машин в год. Таким образом, намечался реальный шаг по развитию массового производства легковых автомобилей индивидуального пользования.
Первые опытные образцы КИМ-10 были собраны 25 апреля 1940 г. Три машины новой модели прошли по Красной площади во время первомайской демонстрации. Однако осенью того же года произошло событие, от которого некоторым руководителям было не до смеха. 1 октября 1940 г. на заводе побывал корреспондент газеты «Известия». Сделав поспешные выводы, он на другой день дал информацию о начале регулярного выпуска малолитражек и поместил снимок КИМ-10. Статья не отражала реальное положение дел и не была согласована с директором завода Кузнецовым и с недавно назначенным наркомом среднего машиностроения Лихачевым.
Узнав об этом событии из газеты, Сталин потребовал, чтобы первую сошедшую с конвейера машину привезли в Кремль и показали ему. В соответствии со сложившейся традицией показ происходил до начала серийного производства, а не после. Это досадное обстоятельство, а также задержка с отправкой машины в Кремль из-за технических неполадок стали причиной недовольства Сталина. Он нашел в конструкции ряд недостатков, поставил вопрос о неправильном выборе типа машины. В результате Лихачева сняли с должности наркома и вернули директором на ЗИС, а Кузнецов попал под суд «за введение в заблуждение советской общественности».
Главным объектом критики стал двухдверный кузов, который был проще и дешевле четырехдверного, но создавал неудобства пассажирам на втором ряду сидений при выходе из машины. Вызывали нарекания и фары, смонтированные на передних крыльях, а также другие недоработки. Группа конструкторов ГАЗа в оперативном порядке приступила к проектированию для КИМ-10 совершенно нового четырехдверного кузова с измененным внешним видом. До начала войны удалось изготовить два опытных образца такой машины (КИМ-10-52). Из 500 комплектов штамповок, полученных в качестве наладочной партии, завод имени КИМ собрал двухдверные кузова и смонтировал на изготовленные им шасси. Теперь фары были вписаны в обтекатели, которые плавно вливались в боковины капота двигателя.
Самыми популярными «народными автомобилями» в Западной Европе были «Ситроен 2CV» и «Фольксваген Жук». В СССР таким автомобилем должен был стать КИМ-10.
Первый опытный образец автомобиля КИМ-10 был признан неудачным. Приняв во внимание все недоработки, конструкторы приступили к проектированию новой машины, получившей впоследствии название КИМ-10-50.
Большая часть машин (они назывались КИМ-10-50) имела закрытые двухдверные кузова, а небольшое количество автомобилей — открытые.
До второй мировой войны автомобили в СССР в частное пользование гражданам не продавались. В 20-е и 30-е гг. коммунистическая административно-командная система предусматривала только распределение материальных благ. Свободная торговля считалась «пережитком капитализма». Чтобы получить машину, надо было либо совершить подвиг, либо сделать еще что-либо выдающееся. Автомобилем награждали героев (легендарных летчиков и полярников, известных всей стране ударников производства и стахановцев), а также крупных артистов и писателей. Остальные должны были ездить на трамвае. Общее количество автовладельцев исчислялось сотнями на весь Советский Союз.

Опытный образец КИМ-10. Апрель 1940 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий